Страховая розница восстановится к 2012 г.

Опубликовал admin Дата 4 - Ноябрь - 2010

В силу исторически сложившихся особенностей в российской экономике всегда была заметна доля крупного промышленного производства. Предприятия добывающих и обрабатывающих отраслей были наиболее конкурентоспособными субъектами постсоветсткой экономики, они-то и формировали основной спрос на страховые услуги в 90-е гг. По сложившейся традиции и сегмент юридических лиц, и розница тогда были сконцентрированы в многочисленных осколках Госстраха. Агенты обходили дома и дачи, продавая по минимальной стоимости полисы с минимальным покрытием.

Ситуация принципиально изменилась в начале 2000-х гг. под влиянием и законодательных инициатив, и в силу объективных экономических факторов. Введение ОСАГО сформировало новый весомый сегмент страхового рынка. В 2004 г. сборы по данной линии бизнеса составили 18,5% всех премий рынка страхования «не-жизни». Одновременно, по мере развития розничного кредитования, нарастали продажи новых иномарок. Автовладельцы страховали свои машины по условиям кредитного соглашения с банком. Моторное страхование стало локомотивом развития всего розничного рынка. За шесть лет, с 2002 по 2008 гг., автострахование (каско, ОСАГО и ДСАГО) выросло почти в 17 раз, с 12 млрд руб. до 200 млрд руб.

Столь стремительное развитие не было аномальным. Скорее наоборот, российское страхование следовало трендам, характерным и для развитых рынков. На крупнейшем по объему страховом рынке США премии по автострахованию составляют порядка 80% от всех сборов по имущественным видам страхования. Проблема заключалась в том, что уровень профессионализма и финансовых возможностей большинства представителей отечественной страховой отрасли не позволял им эффективно работать на принципиально новом для них рынке. Большинству игроков тогда казалось, что «деревья будут расти до небес» и увеличивающиеся денежные потоки покроют любые ошибки в работе с посредниками, урегулированием убытков или неэффективные траты на собственное развитие.

В результате, как только снижение экономической конъюнктуры вызвало спад продаж новых автомобилей, начался затяжной кризис страховой розницы. Плохой андеррайтинг, повышенные комиссионные посредникам, низкое качество экспертизы заявляемых убытков привело к значительным финансовым потерям большинства розничных страховщиков в 2008-2009 гг. По нашим расчетам, в 2010-2011 гг. ситуация не улучшится. Развиваться в сложившихся условиях смогли, без преувеличения, считанные единицы компаний: крупнейшие операторы рынка, обладающие достаточными финансовыми ресурсами, с высококвалифицированными специалистами и профессиональным руководством.

Следует отметить, что нынешняя стагнация в сегменте автострахования компенсируется развитием нового направления розницы — банкострахования. Банки переходят от экстенсивного роста (охвата максимального количества клиентов) к интенсивному развитию (повышению рентабельности уже имеющегося кредитного портфеля). Одним из направлений повышения рентабельности работы с беззалоговыми заемщиками (как по потребкредитам, так и с владельцами кредитных карт) стало страхование ключевых рисков этих клиентов — потери трудоспособности и работы. За 2008-2012 гг. сборы по данному направлению, по нашим оценкам вырастут более чем в три раза, с 9 млрд руб. до 29 млрд руб. В результате розничное страхование, достигшее к началу кризиса 47% от всех сборов, сохранит в среднесрочной перспективе имеющуюся долю на российском рынке.

По мере восстановления платежеспособного спроса домохозяйств начнут восстанавливаться и традиционные сегменты розничного рынка. Сборы премии по автокаско превзойдут докризисный показатель в 2012 г. Отдельные сегменты сохраняли положительную динамику даже в 2008-2009 гг., в первую очередь — ОСАГО, добровольное страхование жилья, страхование выезжающих за рубеж (в рублевом эквиваленте). К сожалению, расчеты показывают, что в среднесрочной перспективе страхование ипотечных кредитов не сможет выйти на уровень 2008 г.

В то же время, рост спроса на добровольное страхование дач, квартир и коттеджей перекрывает утраченные объемы ипотеки. Более того, добровольное страхование индивидуального жилья является огромным сегментом с крайне низкой пенетрацией страховых услуг. Поэтому уже сегодня с уверенностью можно предсказать следующий виток развития страховой розницы: уже в ближайшие годы все крупнейшие операторы рынка сконцентрируют усилия по работе в данном перспективном направлении.

http://www.vedomosti.ru/finance/analytics/19262/strahovaya_roznica_proshla_neprostoj_put

Рубрика: Новости

Комментарии закрыты.